Российский профсоюз работников судостроения
С нами - надежнее!

ОСК монополизирует бухгалтерию

С лета этого года Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) начнет объединение бухгалтерского учета на подконтрольных корпорации верфях в отдельной специально созданной структуре. Предполагается, что бухгалтерские подразделения верфей будут упразднены, а информация о хозяйственной деятельности предприятий будет аккумулироваться в компании "ОСК-Сервис". Реформа позволит руководству корпорации усилить контроль над финансами на подконтрольных предприятиях. Руководство заводов критически относится к реформе, которая грозит им лишением части полномочий. Единая бухгалтерия не сможет качественно работать в специфике судостроительной отрасли, а существенной экономии не принесет, считают на верфях.

По информации "СПб", с начала лета Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) начнет внедрение на своих верфях централизованной бухгалтерии. В будущем учет на всех верфях должна будет вести дочерняя компания — "ОСК-Сервис". Как пояснили в ОСК, реформа проводится для введения единых принципов учета и прозрачности расчета себестоимости заказов. Нововведение также должно повысить исполнительскую дисциплину на местах.

По данным базы данных "СПАРК-Интерфакс", в прошлом году "ОСК-Сервис" оказывал бухгалтерские услуги Пролетарскому заводу и самой ОСК. Контракт с машиностроительным заводом принес аутсорсинговой компании 36 млн рублей, обслуживание материнской ОСК — 50 млн рублей.

По информации "СПб", в пилотный проект, помимо Пролетарского завода, попали Балтийский завод, Средне-Невский судостроительный завод (СНСЗ) и Выборгский судостроительный завод (ВСЗ), эти предприятия должны перейти на централизованный учет к 1 июня. Предприятия отличаются различной спецификой производства. Балтийский завод строит атомные ледоколы, ВСЗ — дизельные ледоколы и рыболовные суда, а СНСЗ специализируется на минных тральщиках из композитных материалов для Военно-морского флота РФ. "В настоящее время уже утверждена вторая группа предприятий для перевода, с ними скоро начнется аналогичная подготовительная работа",— рассказали в ОСК.

По словам источников "СПб" в отрасли, реформа вызывает настороженную или негативную реакцию руководства дочерних заводов. "Директора лишатся полноты контроля за финансовыми потоками. Часть вопросов придется отдать на усмотрение централизованной структуры",— заметил один из собеседников "СПб". "С руководства верфей снимут часть полномочий, оставив при этом всю ответственность",— возмущен другой источник "СПб".

Собеседники в отрасли считают, что подключение "ОСК-Сервиса" к работе с верфями будет иметь смысл, только если принесет существенную экономию. В ОСК утверждают, что услуги "ОСК-Сервиса" для дочерних обществ ниже стоимости содержания заводами бухгалтерских служб на момент перехода. "Более того, согласно договору, стоимость снижается в течение трех лет",— отметили в корпорации. Представитель одной из верфей, согласившийся говорить на условиях анонимности, напротив, утверждает, что расходы предприятия после перехода на единую бухгалтерию вырастут. "Правильнее было бы ввести переходный период на год или два, когда учет параллельно будет вестись и "ОСК-Сервисом", и бухгалтерией завода. У нас не было опыта взаимодействия с новой компанией, и мы не можем быть уверены в качестве ее услуг",— отмечает собеседник "СПб" на одном из судостроительных заводов. Кроме того, директора не хотят нести ответственность за бухгалтерские документы, созданные сторонней, хотя и дочерней для ОСК организацией.

По словам опрошенных "СПб" юристов, ответственность за ведение бухгалтерского учета организации в любом случае несет ее руководитель. "Даже если ведение учета в организации производится на основании гражданско-правового договора третьими лицами, которые не представляли сведения для налогового контроля или грубо нарушали правила ведения бухучета, — это не освобождает руководителя организации от административной ответственности",— говорит управляющий партнер "УК Право и Бизнес" Александр Пахомов. Партнер юридической компании "Рустам Курмаев и партнеры" Дмитрий Клеточкин, в свою очередь, отмечает, что в случае получения претензий государственных органов заводы вправе предъявить свои претензии "ОСК-Сервису" по факту некачественного оказания услуг.

Директор дипломного проектирования Стокгольмской школы экономики в России Игорь Дюков считает введение единой бухгалтерии "работой по оптимизации затрат в чистом виде". "Бухгалтерский учет может вестись внутренними или внешними ресурсами, но единая система внутри корпорации — требование сегодняшнего дня",— утверждает господин Дюков. Он полагает, что новая система учета может привести к внутрикорпоративным конфликтам. "Система контроля корпорации при данном подходе становится более прозрачной, а это не всех может устроить. Также некоторые руководители заводов могут почувствовать себя обиженными. Проявление возможно, например, в виде элементов саботажа распоряжений головного офиса руководством отдельных верфей",— считает Игорь Дюков.

Источник: Коммерсантъ Санкт-Петербург

  О нас

© Российский Профсоюз Работников Судостроения

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт РПРС обязательна.
Наш адрес: 119119 Москва, Ленинский пр., д. 42, подъезд 5, ком. 58-16, приемная (495) 938-88-72


Back to Top